Ритуальный православный обряд погребения

     В современной православной церкви при уходе человека из этого мира над ним читается «отходная» — озаглавлен в малом требнике как «Канон молебный  ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице».        Перед тем как прочесть этот канон священник, должен у умирающего спросить (если он еще не лишился дара речи),не припомнит ли умирающий каких-либо забытых грехов, или утаенных, или злобы на кого-нибудь и прочих, не разрешенных и не исповеданных. Все это священник помогает припомнить человеку, спрашивая о том, что он мог прежде скрыть или забыть.

     После смерти православного христианина до его погребения над ним непрерывно читается Псалтирь. Чтение Псалтири по назначается преимущественно для молитвы за умершего, и оно прерывается поминовением усопшего с молитвенным обращением к Богу, с произнесением имени самого покойника. По обычаю принято повторять молитвенное обращение, начинающееся словами: «Помяни Господи Боже наш...» Псалтирь читается когда покойник еще не предан земле, а так же после погребения В некоторых местах чтение продолжается до 40 дней обряд приготовления усопшего к погребению выражается в следующием; омовение тела, одевание его и положение в гроб, произношение погребальных молитв, предание земле. Омовение водою преобразует будущее воскресение и предстояние перед Господом в чистоте и непорочности. На усопшего мирянина, кроме обычных одежд, в некоторый областях Беларуси надевают саван или белый покров, и.» поминающий о крещении. Омытое и облечённое тело кладут в гроб и ставят под иконами так, чтобы лицо покойного было обращено к выходу. Уста должны быть сомкнуты, руки крестообразно сложены на груди, что свидетельствует о веры в Распятого Христа. Украшают венчиком чело, в руки кладут икону Спасителя или Распятие, а также разрешительную молитву. Тело покрывают священным покровом «как свидетельство веры, что умерший находится под Христовым покровом». В изголовье должна гореть свеча. Церковь призывает бороться против суеверных (языческих) обычаев, согласно которым в гроб кладут хлеб, бельё, деньги, и т. п...

    Еще в XIX в. белорусские исследователи зафиксировали много обрядов и поверий, связанных с представлениями о потустороннем существовании, которые нашли продолжение в настоящем. Так, в Восточном Полесье, по описанию местного священника Переровского прихода Мозырского уезда, «в гроб покойнику кладут любимые им при жизни предметы и принадлежности его привычек, например трубку, если покойник курил табак, и т. п. Одному покойнику просили дозволить положить в гроб скрипку, на которой он играл при жизни, и когда это не было дозволено, просили положить хотя бы одни струны, а когда и это не было допущено, с объяснением при этом, что в таком случае много разных орудий и инструментов пришлось бы положить покойнику — например соху, косу, топор и прочее, и что на том свете не сеют, не жнут и не играют на скрипке и прочее, — то родные покойника остались этим очень недовольны, но украдкой все-таки положили в гроб струны... Во время эпидемий, когда часто умирают люди от одной и той же болезни, объезжающему после погребения священнику кладут и повозку тайком небольшие остатки дерева от гроба покойника. Веревки, которыми опускают гроб в могилу, оставляют на кладбище и вешают на дереве, если такое есть, около могилы, или же на надмогильном кресте, так оно деревья и кресты увешаны истлевшими или еще довольно прочными веревками, которые, однако, никто не посмеет взять для употребления».

         В настоящее время, согласно существующей практике, чин отпевания может совершаться в храме, в доме или на кладбище. Родственники или близкие покойного могут заранее прийти в церковь для решения всех этих вопросов. По церковным правилам, тела умерших в церковь вносят только для обряда отпевания, и не нельзя держать их больше одних суток в церкви, и то в виду крайней необходимости. Заупокойную литию, по церковному канону, указано совершать перед выносом покойника в церковь из дома, и она служится, пока лежит в доме тело покойного и по возвращение в дом после погребения родных покойного.

        Заупокойное моление на погребении взрослого очень отличается по содержанию от моления на погребение младенца. «Священник молится за взрослых, чтобы Господь простил  грехи, а за младенца — чтобы Он, упокоил их с праведными». Гроб до могилы сопровождается с пением: «Христос воскресе». При проводах покойного в церковь из дома и из церкви священники до могилы всегда идут впереди , а не позади с людьми. Гроб покойного мирянина, должны нести миряне, а не священнослужители. У могилы опять совершается лития, также и по возвращении. После отпевания умершего опускают в могилу ногами на восток. Место погребения отмечают устройством над ним холма. Ритуальный крест на могиле по каноническим требованиям ставят у ног погребенного и распятие обращено к лицу покойного. Однако в Беларуси почти повсеместно существует иная практика: умершего кладут головой в сторону востока и ставят крест в головах
  

    Церковными законами определено время погребения.

  Нельзя погребать в первый день Пасхи и на первый день Рождества Христова, и в дни великих церковных праздников до вечерни. В прочие же дни не возбраняется погребение умерших. Священник от погребения уклоняться не может, всякого умершего православного христианина, если к этому не существует законных причин. Но же не должен прежде истечения трех суток хоронить мертвых, после получения удостоверения о смерти.

       Во время сильной жары погребение умерших  допускается по прошествии и 1-х суток после смерти. По церковным правилам, определены и лица, которые удостаиваются православного обряда погребения.По чину священнического погребения отпеваются должны только священники и епископы.

       По канону, лица неправославного вероисповедания не удостаиваются погребения по православным обрядам. Однако если умрет верующий иного христианского исповедания и нет священника или пастора того исповедания, к которому принадлежит умерший, то православный священник обязан препроводить его с места до кладбища по правилам, обозначенным в своде церковных законов. В таком случае православный священник в ризе и епитрахили должен сопровождать умершего до кладбища и с пением «Святый Боже», опускать в могилу.Погребение по обряду православной церкви не совершается над младенцами, умершими до принятия крещения, хотя и имеющими родителей христианского исповедания.

  Лишаются церковного отпевания люди, сознательно лишившие себя жизни, если только самоубийство их произошло не во время их умопомешательства. Чтобы совершить отпевание человека, покончившего жизнь самоубийством в состоянии невменяемости, предварительно его родственники должны взять письменное разрешение у правящего архиерея (при положительном решении совершается заочное отпевание). По церковному правилу, «умершие от алкоголя не причисляют к самоубийцам, так не намеренно причинили себе смерть, а и не должны быть лишены церковного погребения» .

Copyright ©  2013

Все права защищены.

Яндекс.Метрика Rambler's Top100